Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
Василий Васильевич родом из наших мест. Детство его прошло в имении близ города
и в самом Череповце (ныне - Дом -музей В. В. Верещагина, Социалистическая, 22).
Уже девяти лет поступил в морской кадетский корпус. Но по окончании, побыв
немного на службе, вышел в отставку и поступил в Академию Художеств.
Получив одобрение за работы, не окончив курса полностью, уехал в Париж, где
работал под руководством Жерома. Позже отправился на Кавказ, где преподавал
рисование. Его рисунки печатались во французских и русских журналах. Некоторые
побывали на Академической выставке 1867 г.
В 1867 г. уезжает в Туркестан, где состоит на службе при генерал-губернаторе
Кауфмане. Сумел отличиться под Самаркандом в военной операции, за что получил
орден Св. Георгия. Возвращается в Европу (Париж, Мюнхен). В Мюнхене написаны
почти все туркестанские картины. Вся коллекция полотен была выставлена в Лондоне
в 1873 г., где произвела на публику очень сильное впечатление.
Через год В.В. Верещагин устраивает выставку в Петербурге, состоящую из 121
полотна. Мнения о ней среди завсегдатаев - самые противоречивые. В 1874 г. Верещагин
возводится в ранг профессора. Но, считая чины в искусстве ненужными, Василий
Васильевич отказывается от этого звания. И снова путешествие - Индия. В 1876
г. селится в Париже, где работает над этюдами по индийским сюжетов. В 1877 г.
едет на Дунай, где состоит при Скобелеве и Гурко. Ранен, много работает. Объездил
почти всю Болгарию, привез в Париж массу этюдов. В 1879 - 1880 г. выставляет
большие коллекции в Европе, в 1883 г. - в Москве и Петербурге. В 1884 г. отправляется
в Палестину, Сирию, а уже в 1885 - 1888 г.г. выставляет свои довольно спорные
картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге, Нью-Йорке.
В.В.Верещагин - приверженец реализма в искусстве, его выставки возбуждали много
толков, а статьи о нем на разных языках составляют целую литературу.
Северянин (Лотарёв) Игорь Васильевич. (1887-1941)
Игорь Северянин - своеобразная и противоречивая фигура в поэзии первой трети
20 века. Игорь Лотарёв родился 4 мая (16 мая) 1887 года в Петербурге. Его детство
прошло на Гороховой улице, в богатой столичной квартире. Мать, Наталья Степановна,
- из дворянского рода Шеншиных. Отец, Василий Петрович, отставной штабс-капитан
первого железнодорожного батальона. После развода родителей Игорь с отцом переезжает
с отцом в Новгородскую губернию к тётушке и дядюшке.
На череповецкой земле Игорь Лотарёв провёл около семи лет (1896-1903).
В 1897 году отец определяет сына в Череповецкое реальное училище. Уже в это
время Игорь пишет свои первые стихи. Печататься начал в Петербурге в 1905 году.
С конца 1907 года он избрал для себя псевдоним Игорь Северянин в память о тех
местах, где прошла его безмятежная юность. В 1911 году он возглавляет течение
эгофутуризма. Выход сборника “Громокипящий кубок” (1913) сделал имя Игоря Северянина
известным всей России. О его творчестве спорили, его стихи читали, восхищались
ими, бранили их. Невиданный успех имели его поэзоконцерты. В феврале 1918 года
в Москве, в Политехническом институте, состоялись выборы “короля
поэтов”. И это был Северянин! На второе место попал В. Маяковский. На третье
- Бальмонт. Но в этом же году Игорь Северянин уезжает с матерью в Тойлу (Эстония).
Вернуться обратно ему уже было не суждено. В Эстонии Северянин женится на местной
эстонке Фелиссе Крутт, посвящённые ей стихи очень красивы. Он дружит с поэтами,
переводит, много печатается. Постепенно русских изданий становится всё меньше.
Северянин стал меньше писать. Не заладилась и семейная жизнь. Свою судьбу он
соединяет с Верой Борисовной Коренди. Жилось трудно.
Игорь Северянин долгие годы мечтал вернуться в Россию. Шанс появился в 1940
году с присоединением Эстонии к СССР. Но мечте не удалось осуществиться. Игорь
Северянин умер в оккупированном фашистами Таллине 20 декабря 1941 года. Похоронен
он на Александро-Невском кладбище г. Таллина.
Добровольский Иван Иванович (1849-1933)
Родился в Череповце в семье бедного чиновника, в 1849 году. Рано потерял родителей.
С 12 лет воспитывался в Гатчинском Сиротском институте. С детства был сильной
личностью, много читал. Жизненные невзгоды обострили в нём чувство справедливости.
Поступает в Петербургскую медико-химическую академию. В развернувшемся студенческом
движении он не принимает сторону какой-либо партии, но сочувствует товарищам.
Главным занятием для него оставалась наука, хотя Ивана Добровольского интересовали
и социальные процессы.
Ещё будучи студентом, И. Добровольский получает приглашение от компании “Милютин
и К°” поработать на Мариинском канале. Помимо своих прямых обязанностей, он
много сделал и для облегчения страдающих от эпидемии рабочих.
После окончания академии в 1873 г. его ждала карьера учёного, но Иван Добровольский
уезжает в одно из селений Ярославской области, ставя задачу помощи крестьянам,
заботу об их здоровье. В деревне авторитет доктора быстро растет среди простых
людей, которые идут к нему в поисках ответа на многие наболевшие вопросы. Ив.
Добровольский видит выход из ухудшающегося положения крестьян в массовом неповиновении,
отказа платить подати. Через некоторое время после такой деятельности последовали
арест и тюрьма.
После удачного побега он вместе со своей женой Марией Эдуардовной Гейштор перебирается
за границу, в Женеву. Там И. Добровольский активно включается в литературно-просветительскую
работу.
Единственным источником зла Иван Добровольский считает глупость, тупость, духовную
нищету. Народ невежественен, но он рвется к свету, нужно дать ему этот свет
- так считал литератор, публицист и санпросветитель. Его основным занятием становится
популяризация научных знании.
В конце 1905 года семья Добровольского возвращается в Россию. Мария Эдуардовна
работает в обществе Красного Креста, а Иван Иванович продолжает литературно-просветительскую
деятельность.
После Октябрьской революции живет под Москвой. Скончался в 1933 году.
Некоторые мысли И. И. Добровольского и по сей день звучат современно.
“Коренной разницы между живым и мертвым не оказывается... Жизнь разлита во
всем мироздании”... Жизненная сила “приобретает новый, иной смысл: живые тела
или организмы представляют собою... специальные жизненные механизмы, перерабатывающие
или превращающие другие силы природы (тепловую, световую, электрическую и пр.)
в высшую (для нас) жизненную силу” (из статьи “Жизнь и низкие температуры”)
Мысль - “главная функция” человека. Как “органическое назначение растений -
запасать энергию солнечных лучей”, так “назначение человека -перерабатывать
стихийную, так сказать, низшую энергию мира в энергию высшего порядка, в психическую
силу”... “С течением времени психическая сила будет становиться всё более и
более господствующею в мире, и, кто знает? - не поглотит ли, не концентрирует
ли она в себе все другие природные силы и не превратится ли мир в царство чистого,
всемогущего духа?” (из личных записей)
|