Иван Андреевич Милютин родился в 1829 году в мещанской семье. С детства приобщился
к торговой деятельности. В 1845 г. впервые совершил рейс по Мариинской системе
с грузом зерна из Рыбинска в Санкт-Петербург.
В 1853 году купца III гильдии И. А. Милютина избирают бургомистром города,
а с апреля 1861 г. он стал городским головой. В этой должности он пробыл 46
лет, до самой смерти.
К моменту своего избрания Иван Андреевич и его брат Василий уже были владельцами
сотни судов, в том числе первого пассажирского парохода “Смелый”. В том же 1861
году братьями был приобретен пароход “Филипп Ирапский”, который положил начало
буксирному пароходству. Если раньше суда двигались по Мариинской системе на
конной тяге - а это приводило к тому, что берега были вытоптаны, трупы павших
лошадей распространяли зловонья и болезни (вплоть до сибирской язвы) - то теперь
этому пришел конец.
В 1863 году на Шексне появились 7 пароходов-туэров. Такой пароход движется
по тяжелой цепи, проложенной вдоль русла реки. Цепь наматывается на барабаны,
которые вращаются от привода судовой машины. Таким образом, туэры сами себя
проталкивают. К ним (т.е. пароходам) можно прицеплять баржи с грузом.
Эти пароходы принадлежали франко-российской компании, которая потерпела неудачу
со своей идеей цепной буксировки судов. Братьям Милютиным удалось взять туэры
в аренду на очень выгодных условиях и приспособить их для собственных нужд.
Кроме того, во второй половине 60-ых годов они имели 40 собственных пароходов
и 500 грузовых судов.
В 1893 году утверждается Комитет Сибирской железной дороги. И буквально с этого
момента и до 1907 г. - года открытия железной дороги “Петербург - Вологда” (целых
14 лет!) шла напряженная работа И. А. Милютина. Претендентов-городов, через
которые могла пройти железная дорога, было достаточно. Убедить! - вот главная
задача, стоящая перед городским головой. И. А. Милютин пишет статьи (ещё одна
сторона таланта), доказывает необходимость прохождения железной дороги через
Череповец. Он участвует в заседании Петербургской Городской Думы, где рассматривался
данный проект, встречается с высокопоставленными чиновниками. И, наконец, решение
принято, дорога будет! ...Только строительство завершится именно в тот год,
когда сам городской голова закончит свой земной путь...
По инициативе И. А. Милютина в 1864 г. открыт городской общественный банк,
который давал кредиты для развития торговли и промышленности города.
Постепенно богател и развивался Череповец. Креп мещанский капитал. Всего к
1901 году в Череповце проживало 385 мещан. Среди них Разживины, Талызины, Токмачевы,
Судаковы, Крашенниковы, Шулятиковы. Череповецкие мещане занимались торговлей,
не являясь купцами. Они содержали колбасные, сапожные и слесарные мастерские,
парикмахерские и парфюмерные магазины, пекарни, магазины готового платья, чайные,
магазины готовых вещей. Общая стоимость их имущества определялась суммой 386
тыс. 16 руб.
По инициативе И. А. Милютина были открыты учебные заведения: Александровское
техническое училище (1869), Мариинская женская гимназия (1873), реальное училище
(1875), учительская семинария (1875), женское профессиональное училище (1887)
и ряд других. Всего к 1896 г. было 11 учебных заведений и 1400 учащихся, а в
1908 г. в городе обучалось 1937 человек. Более половины учащихся, или 975 человек
были крестьянские дети. В череповецких учебных заведениях учились дети со всей
Новгородской губернии.
Можно с уверенностью говорить о феномене образования в Череповце ХIХ-ХХ века.
Сравните цифры: 1861 год- 110 учащихся, 1913год - 2115 человек. Пропорция учащихся
на число жителей такая же, как в Цюрихском кантоне! За это город называли “Северными
Афинами”.
Городской голова активно занимался развитием образования в Череповце. И. А.
Милютин не только понимал необходимость грамотных специалистов. “...Из правильного
образования проистечет и промышленность, и здоровье, и богатство, и сила страны”,
- это было его глубокое убеждение.
По инициативе И. А. Милютина было положено начало комплектованию фондов Череповецкого
музея. В 1878 г. к этой деятельности был привлечен известный фольклорист и палеограф
Е. В. Барсов, уроженец д. Логиново Череповецкого уезда, который передал в дар
будущему музею свою археологическую и нумизматическую коллекции, а так же древнерусское
оружие и портреты российских государей. Здание музея ещё не было построено,
и собрание Барсовы хранили в учительской семинарии. К сожалению, эти экспонаты
до нас не дошли т.к. часть из них была разворована, а часть погибла во время
пожара в 1891 г. Тем не менее, в марте 1896 года музей был открыт. Большую роль
в этом сыграли преподаватели учительской семинарии Н. В. Подвысоцкий, Н. Т.
Исаин. В 1898 году музей переехал в каменное здание на Александровском проспекте.
За 46 лет, которые И. А. Милютин находился в должности городского головы, в
Череповце произошли большие изменения, (см. таб.)
| 1861 год | 1908 год |
Церквей | 5 | 8+3 часовни |
Домов | 280 | 1080 |
Жителей | 2700 | 10000 |
Учащиеся | 110 | 1937 |
Иван Андреевич Милютин умер 8 (21) июля 1907 года. Ещё при жизни он был удостоен
высоких наград и званий - купец 1 гильдии, Действительный Статский Советник,
Кавалер орденов Святого Станислава 1-ой степени, Святой Анны 2-ой степени, Святого
Владимира 3-ей степени.
После революции его имя старались вычеркнуть из истории, а его могила была
уничтожена. Только в наше время усилиями череповецких краеведов к нам возвращается
память об этом человеке. Написаны научные работы, установлен бюст (скульптор
А. Шебунин), его именем названа улица.
|