Герб г.Череповец   Главная страница Информация об услугах, прайс Ответы на вопросы Разработки Дизайн-студии Как с нами связаться
рекламно-информационный портал  
Герб Карта Герб СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО
    
Поиск:
   
История г.Череповца
   
Каталог ресурсов г.Череповец в сети Интернет
   
Сайты наших клиентов
   
Бесплатные объявления
   
Информация об услугах, прайс
   
     

Яндекс.Метрика



Рейтинг@Mail.ru
 

Археологи установили, что первые поселения людей на территории нынешнего Череповца относятся к очень давним временам.

В 1906 году была открыта Ягорбская стоянка, вторично подробно обследованная в 1931-1933 годах экспедицией под руководством директора Череповецкого музея К. К. Морозова.

Ягорбская стоянка послеледникового периода возникла во время заселения Севера нашей страны кроманьонцами 4 тысячи лет до нашей эры. Эта стоянка была обнаружена при земляных работах в устье реки Ягорбы на глубине 5,8–6,8 метра в слое иловатой синей глины.

На стоянке найдены костяные и кремневые орудия: гарпуны для рыбной ловли, костяной наконечник стрелы, кинжалы – орудия охоты, костяные шилья для шитья одежды из шкур, костяное лощило и кремневый скребок, ланцетовидный нож с черенком и другие орудия труда. Была обнаружена также часть черепа человека, жившего примерно 6 тысяч лет назад.

Найденные при раскопках материалы свидетельствуют о том, что поселения людей здесь имелись еще в первой половине второго тысячелетия до нашей эры. Центром края, на территории которого впоследствии возник Череповец, в IX–XIII столетии был город Белозерск – древнейший славянский город края и всего Севера. В летописях Белоозеро упоминается уже 862 годом, когда это поселение будто бы стало резиденцией князя Синеуса, одного из братьев легендарного Рюрика. Это не нынешний Белозерск, лежащий на южном берегу озера Белого. Место древнего Белоозера долго было неизвестно. Его удалось установить лишь в самые последние годы. С давних пор легенды и предания помещали город у истоков Шексны. Эти предания подкреплялись частыми находками старинных вещей, особенно при вспашке. Несколько раз в послевоенные годы совершали сюда туристские походы череповецкие пионеры (во главе с А. А. Алексеевой) и каждый раз приносили из походов новые и новые находки. Все это привлекло внимание местных, а затем и московских археологов. В 1949 году была произведена разведка на месте, а с 1950 года начала работу экспедиция Государственного Исторического музея во главе с Л. А. Голубевой. Была раскопана площадь в 1200 квадратных метров и открыт непрерывный ряд культурных слоев поселений IX–XV веков.

Оказалось, что город IX-X веков был невелик и располагался на возвышенности недалеко от правого берега Шексны, ниже нынешнего села Каргулино. Здесь в слое IX-X веков найдены остатки жилищ и большой набор вещей. Позднее, к XI веку, город разросся в сторону Шексны и вдоль ее правого берега. Слой XI-XII веков содержал еще больше вещей и построек. Судя по вещам и инструментам, здесь жили различные ремесленники : кузнецы, медники, косторезы, деревообделочники, скорняки, сапожники, гончары. Найдены орудия сельского хозяйства, рыболовства. Среди этих находок немало привозных изделий, что свидетельствует о далеких торговых связях Белоозера.

Город имел спуск к реке (пристани), мощенный стволами деревьев и улицы, напоминающие мостовые Новгорода того же времени. При раскопках не найдено следов укреплений. В верхнем слое заметны следы пожарища. Известно, что в XIV веке город был дважды сожжен: самими жителями после чумы 1363 года и новгородцами во время набега в 1398 году. В IX веке территория нынешнего Череповца была заселена племенем весь, что впоследствии отразилось, по-видимому, и в названии города – Череповесь. Ряд окрестных близлежащих мест также носят названия, связанные, вероятно, с расселением племен весь - Весьегонск, Луковесь (Луковец) и т. д. Со временем племя весь полностью смешалось с пришедшими сюда славянскими племенами.

В конце XIV века началась активная колонизация земель северо-западной Руси. Новые монастыри, как форпосты политического укрепления Московского княжества, возникли по течению рек Костромы, Вычегды, Шексны и далее в бассейне реки Онеги.

Монастырские форпосты северо-западных районов Руси имели важное экономическое и политическое значение. Монастырь являлся, прежде всего, хозяйственным центром – земледельческим поселением, жители которого расчищали лес, разводили огороды, пахали, косили. Во-вторых, монастыри были представителями Москвы и способствовали укреплению влияния и власти московских князей на обширных пространствах Руси. В-третьих, монастыри играли значительную роль в качестве поставщиков многих товаров ко двору митрополита. С северо-запада в Москву шли обозы с пушниной, рыбой, маслом и многими другими товарами.

Естественно, что вокруг монастырей создавался своеобразный хозяйственный и торговый центр, к которому тяготело население прилегающих районов. При этом религиозность в то время играла второстепенную роль.

Таким хозяйственно-политическим центром района был и Воскресенский монастырь, основанный около 1360 года. Внук Димитрия Донского белозерский князь Михаил Андреевич в грамоте за 1449 год подтверждает ранее установленные его отцом Андреем Димитриевичем права монастыря на владение крестьянами, а также селами Федосьево, Никольское и Подмонастырской слободой.

Основание и развитие Воскресенского монастыря обусловливались двумя причинами: во-первых, необходимостью укрепления позиций православной церкви в этом районе Руси, во-вторых, монастырь был крупнейшей рыбной вотчиной московских патриархов и поставлял в Москву значительное количество рыбы.

Воскресенский монастырь “на Череповеси” в течении более чем двухсот лет являлся личным, так называемом “домовым”, владением московского митрополита, с 1589 по 1700 годы он принадлежал московскому патриарху, а с 1700 года - Синоду.

В конце XVI века в районе будущего Череповца возник крупный по тогдашним временам центр выплавки железа. Сырьем служили имевшиеся здесь в изобилии болотные руды. Исстари звалась Железной Улома, Железнопольской называли Устюжну. Гвозди, топоры, серпы и косы местного производства были широко известны в стране. Значение Устюжны Желеэнопольской выросло во второй половине XVI века. Богатые залежи болотной железной руды здесь, как и в новгородской земле, разрабатывали крестьяне и снабжали ею кузнецов города. Изделия этих ремесленников получили широкую известность. Богатый рудою беломорский край стал крупным районом железоделательной промышленности и ремесленного производства.

Вокруг Воскресенского монастыря постепенно вырастало село Федосьево, получившее свое название по имени одного из основателей монастыря - московского купца, впоследствии монаха Феодосия. Среди жителей села были уже не только монахи, но и ремесленники, и торговые люди.

Село Федосьево стало основой будущего города Череповца.

Сфера хозяйственной и административной деятельности монастыря расширялась. Так, в 1626 году монастырь имел 29 деревень и 18 погостов. Крестьяне монастырских сел подвергались жесточайшей феодальной эксплуатации, несли бремя многих феодальных повинностей. Вот, например, как определяет круг повинностей монастырских крестьян. Уставная грамота митрополита Киприана, относящаяся к 1391 году. Она предписывает “более зажиточным крестьянам из монастырских сел церковь строить, монастырь и двор огораживать, хоромы ставить, весь участок пашни игумена сообща пахать, сеять, жать и [зерно] отвозить, сено косить десятинами и во двор отвезти, забивать коз для весенней и зимней [ловли], сады обряжать, являться на рыбную ловлю неводом, пруды прудить, ходить на бобров осенью и истоки забивать. На пасху и петров день приходить к игумену с тем, что у кого на руках. Крестьянам из сел, не имеющим лошадей, к празднику рожь молоть и хлебы печь, солод молоть, пиво варить, на семена рожь молотить; лен даст им игумен в села и они прядут, сети и дели для неводов изготовляют. А дают из сел все люди яловицу. Если игумен приедет в какое-либо село на братчину, то давать по зобне овса коням игуменским”

В начале XVII века страна подверглась нападению со стороны польско-шведских интервентов.

Захватчики проникли и в наш край. В 1610 году отряд интервентов напал на Воскресенский монастырь. Почти все монахи во главе с архимандритом Моисеем Арцибашевым погибли в бою; скот, хлеб и все имущество монастыря были расхищены интервентами. Разорению подверглись села и деревни Федосьево, Ильинское, Стефановское, Рождественское. Ограбленное население вынуждено было скрываться в лесах. Набеги интервентов повторились в 1613 и 1614 годах.

Особенно самоотверженно боролись против иноземных захватчиков крестьяне монастырских деревень. Так, жители деревни Лихачево, вооруженные дубинами и топорами, напали на польский отряд, стоявший на территории нынешнего Абакановского сельсовета. В бою уничтожено много интервентов. Особой храбростью отличился крестьянин Матвей Пушняк. Вооруженный топором, насаженным на длинный шест, он был грозой оккупантов. В одном из боев Пушняк погиб.

В 1644 году Воскресенский монастырь был вновь отстроен. Духовные феодалы, заправлявшие монастырем, угнетали и эксплуатировали крестьян ничуть не меньше “cветских” помещиков. Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что владельцы монастыря грабили и обирали крестьян, чинили насилие над ними. Так, в челобитной на имя патриарха Никона в 1652 году крестьяне села Никольского писали: “Архимандрит с братией живет не по монастырскому уставу”.

Значение Федосъева особенно возросло в связи с начавшимся в 1703 году строительством водного пути, который должен был соединить бассейн Волги с Каспийским морем. Федосьево превращалось в важный торговый перевалочный пункт, через который шли товары с Волги и из северных районов страны в новую столицу России – Петербург. В связи с этим 4 ноября 1777 года село Федосьево, а также прилегающие к нему села Никольское и Подмонастырская слобода были официально преобразованы в город, получивший название Череповец.

В указе Екатерины II об образовании города подчеркивается значение Череповца:“Учредить при Череповецком монастыре для пользы водяной коммуникации город именованием город Череповец”.

Важным событием в жизни города был пуск в эксплуатацию Мариинской водной системы 21 июля 1810 года. Мариинская система соединила Череповец с Волгой, Петербургским портом, а через него и с Балтийским морем. По Мариинской системе ходили суда грузоподъемностью до 10 тысяч пудов, пропускная способность ее составляла до 30 миллионов пудов груза. Шексна входила в Мариинскую систему на протяжении 397 верст. Четвертая часть пути по Шексне была фактически очень мало пригодна для судоходства, изобиловала порогами и мелями, поэтому длительность прохождения судов с грузами через всю систему иногда достигала трех-четырех месяцев.

Несмотря на открытие в 1810 году судоходства по Мариинской системе, Череповец развивался медленно, численность населения увеличивалась незначительно. На погрузочно-разгрузочных работах на пристани были заняты, главным образом, приходившие из окрестных деревень крестьяне-бедняки.

Вот как описывается город в одном из официальных документов 1800 года: “Казенных строениев, магазейнов соляных-2, винных-1, питейных домов-3. Дворянских домов старого строения – 1, а по плану выстроено -4 купеческих и мещанских: старого строения-41, новых по плану на каменном фундаменте-68, а без фундамента-13. В том городе число жителей в наличности обоего пола: купцов-16(мужчин), женская-15; мещан-344 (мужчин), женская-335; дворян-27(мужчин), женская-24; присяжных-4(мужчин), женская-4; воинской штатной команды-24, женская-7, сельских заседателей-2, приказнослужителей-25(мужчин), женская-13 отставных солдат-1, священно-церковно служителей (мужчин)-11, женская-10, слуг при господах живущих-12(мужчин), женская-10,живущих по паспортам-8(мужчин),женская-6;

Всего разного звания в одном городе живущих мужская и женская-901. Из числа оных ремесленников: столяр-1, сапожник- 1.”

В середине XIX века в Череповце существовало единственное промышленное предприятие - кирпичный завод, на котором работало семь рабочих. В 1863 году в городе было 3300 жителей.

После крестьянской реформы 1861 года развитие Череповца пошло быстрее. Население его стало расти за счет разорившихся крестьян окрестных деревень. Ограбленные помещиками, крестьяне потянулись на Шексну, на строительные работы в Череповец, на многочисленные промыслы. Отходничество стало основным источником существования подавляющего большинства крестьянских хозяйств Череповецкого уезда. Иначе большинство крестьян не могло и существовать.

Вот, например, как были “освобождены” крестьяне помещика Гальского в Череповецком уезде. На 378 человек было выделено 855 десятин земли, из которой пахотной - только 370 десятин. За эту землю крестьяне должны были выплатить помещику около 34 тысяч рублей выкупа. В среднем на одну душу крестьянского населения пришлось в этом имении меньше одной десятины пахотной земли. Это не могло обеспечить даже полуголодного существования. В то же время в собственности помещичьей семьи, состоявшей из трех человек, была оставлена 1631 десятина лучшей земли.

В 1860 году местные капиталисты братья Милютины пустили первый на Шексне колесный пароход “Смелый”, который начал совершать регулярные рейсы между Череповцом и Рыбинском. На верфях Череповца были построены три морских грузовых брига дальнего плавания (“Россия”, “Шексна” и “Алексей”) – одни из первых морских судов, сделанных в России. Эти суда ходили из Петербурга в порты Англии и Америки.

В 1865 году был основан городской общественный банк, открыта больница на 38 коек.

В 1888 году открылась сельскохозяйственная школа. Учащиеся круглый год работали в имении, практически изучая передовые по тому времени методы полеводства, луговодства, садоводства, огородничества, пчеловодства, а также слесарное, столярное и кузнечное дело. Школа подобного типа была тогда единственной в России. Выпускники ее обладали хорошими практическими знаниями и некоторой теоретической подготовкой.

К концу XIX века в городе существовало уже несколько учебных заведений: Александровское техническое училище (основано в 1869 г.), реальное училище (1873 г.), Мариинская женская гимназия (1873 г.), учительская семинария (1875 г.), городское трехклассное училище и женское профессиональное училище (1887 г.). В октябре 1871 года была основана Череповецкая городская библиотека. По количеству учебных заведений Череповец стоял впереди большинства уездных и даже некоторых губернских центров царской России.

Буржуазные преобразования в городе и местном крае в пореформенный период в известной мере связаны с именем крупного капиталиста, владельца пароходных компаний, судов и предприятий И. А. Милютина. Он был автором ряда проектов, связанных с подъемом хозяйства города и края, улучшением Мариинской системы. Вместе с другими капиталистами Милютин на протяжении многих лет настойчиво добивался прокладки железной дороги Петербург – Вологда через Череповец. Осуществление этих проектов, конечно, прежде всего обеспечивало самому Милютину получение огромных барышей, но объективно оно способствовало экономическому развитию города и края. Роль этого капиталиста в деле развития и края отмечал А. М. Горький. В статье “О том, учился писать” А. М. Горький среди ряда русской буржуазии называет и таких культурных деятелей, как “Череповецкий городской голова Милютин и целый ряд московских, а также провинциальных купцов, весьма умело и много поработавших в области науки, искусства и т. д.”.



 

Главная   Хостинг   Разработки   Частные объявления   Контактная информация   Череповец в Интернет   FAQ